История Земли Запорожской
Вехи истории родного края
История Запорожского края удивительна и многообразна. Она берет свое начало со времен среднего палеолита, т.е. насчитывает более 40 тыс. лет. Киммерийцы, скифы, сарматы, половцы, славяне Киевской Руси, запорожские казаки - всё это вехи истории Запорожского края.
Но Запорожский край богат не только многообразием народов его населявших, но и историческими событиями, имевшими большое значение для всего Северного Причерноморья. Битва на реке Калке, гибель князя Святослава, становление и падение Запорожской Сечи - всё это история, без которой невозможно представить Запорожскую землю.
В дальний поход
Картон, масло
1980-1983 гг.
100 х 55 см.
В бесстрашном бою
Картон, масло
1980-1983 гг.
100 х 55 см.
В дозоре
Картон, масло
1980-1983 гг.
100 х 55 см.
Ночная атака
Картон, масло
1980-1983 гг.
100 х 55 см.
В низовьях Славутича
Холст, масло
1980-1983 гг.
40 х 40 см.
Тревога
Картон, масло
1980-1983 гг.
100 х 55 см.
Последний бой Святослава
Картон, масло
1980-1983 гг.
100 х 55 см.
Павший соратник
Холст, масло
1980-1983 гг.
45 х 45 см.
Хазарские пленники
Эскиз
Холст, масло
1980-е
50 х 80 см.
На Запорожской сечи
Холст, масло
1979 г.
55 х 90 см.
Скифский станна берегу Борисфена (р. Днепр)
Эскиз
Холст, масло
1980-е
50 х 80 см.
Думмы кобзаря
Поэтический образ Бояна воспет во многих старинных легендах и былинах. Боян — мудрый старец, странствующий по миру и в песенной форме под музыку гуслей рассказывающий людям об истории родной земли. В шедевре древней литературы «Слове о полку Игореве» красочно описан образ мудрого старца.
Великий украинский поэт и литератор Т.Г. Шевченко в своём творчестве также обращается к образу легендарного песнописца. В его поэмах перед читателем предстаёт образ Кобзаря. Но глубинная суть этого персонажа остаётся неизменной. Шевченковский Кобзарь — слепой старец, странствующий по миру с мальчиком-поводырем и под музыку кобзы в степи у могилы предков поющий о былом величии и об уничтожении Запорожской Сечи.
...Або, щоб те знали,
Тяжко-важко заспіває,
Як Січ руйновали…
Т. Шевченко “Перебендя”
В своём творчестве Павел Редин воссоздал живописный образ легендарного песнописца на полотне “Думы кобзаря”.
...южная степь, на высоком берегу Славутича неприметный крест над старой могилой, у могилы седовласый старец, тихо поющий свою думу. А из струн кобзы словно вырываются и возносятся к грозовому небу лики бесстрашных воинов, стоящих на защите родной земли...
Думы кобзаря
Холст, масло
1980-1983 гг.
80 х 45 см.
Амазонки - девушки-воины
Истории об амазонках уходят своими корнями в древнегреческую мифологию. Согласно древним мифам амазонки - это народ, состоявший исключительно из женщин, который образовал свое собственное государство. Во время походов, для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами. В живых оставляли только родившихся девочек из которых потом воспитывали новых амазонок. Согласно мифам для удобства стрельбы из лука амазонкам ещё в детстве выжигали правую грудь. Споры о том, имеют ли древнегреческие мифы об амазонках под собой реальное основание или это лишь красивый вымысел, идут до сих пор.
Однако, в истории Запорожского края сохранились свои предания об амазонках. Так, старые легенды повествуют о неких скифских обрядах посвящения девушек в воины. Было ли решение стать воином добровольным, по какому принципу отбирали девушек, в каком возрасте - сказать трудно. Но вот судьба у таких девушек-воинов была незавидной. При сражении с врагом первыми в бой пускали небольшие конные отряды амазонок. Задачей девушек было внести сумятицу во вражеский строй. Достигалось ли это военным мастерством или сам внешний вид всадниц-воительниц ошеломлял врага - неизвестно. Возможно, в те времена еще были свежи в памяти древнегреческие мифы о непобедимых наездницах и сам факт появления амазонок наводил ужас? Но эффект хаоса во вражеском войске достигался вполне определенно. Вслед за амазонками на потрясенного врага шли основные боевые отряды. О судьбе же самих девушек после таких сражений можно только догадываться...
Ранее не было убедительных доказательств существования амазонок. Но археологические находки 1950-х годов изменили представление историков о существовании женщин-воинов. Многочисленные курганы на юге Украины являются скифо-сарматскими «воинскими могилами». Около 20% этих могил содержали останки женщин, одетых в мужские костюмы для битвы. Рядом с ними были мечи, кинжалы, луки и стрелы.
Под Мелитополем находится одна из основных достопримечательностей Запорожского края - Каменная могила. В гротах и пещерах Каменной могилы найдено множество наскальных рисунков и надписей древних людей. Глядя на некоторые из них можно предположить, что в этих гротах проходили древние обряды посвящения девушек в воины.
Именно такой обряд из древних легенд изображен на картине П.Ф. Редина "Посвящение девушек в воины" и на диораме Мелитопольского городского краеведческого музея "Амазонки на Каменной могиле".
Посвящение девушек в воины
Холст, масло
1983 г.
75 x 120 см.
Амазонки на Каменной могиле. Диорама.
(авторы: П. Редин, Ю. Смирнов)
Мелитопольский городской краеведческий музей.
Длина 3 м., высота 1,9 м.
Князь Святослав Игоревич
Князь Святослав Игоревич (Святослав Хоробрый) – великая историческая личность, правитель русским государством с 944 по 972 год, храбрый воин, грамотный политик.
С Запорожским краем связана трагическая веха в судьбе великого князя. По одной из исторических версий у порогов Славутича (р. Днепр) князь Святослав попал в засаду и погиб в неравном бою с печенегами. Оставшиеся члены дружины похоронили князя Святослава на о. Святого Григория (о. Хортица).
Личность Святослава нашла свое отражение в творчестве П.Редина. А похороны великого князя воссозданы на полотне "Похороны князя Святослава на о.Святого Григория /о. Хортица/".
Великий князь Киевский
Святослав Игоревич
Холст, масло
1980-1983 гг.
80 x 60 см.
Похороны князя Святослава Игоревича
у Днепровских порогов. 972г.
Эскиз
Холст, масло
1980-е
50 x 115 см.
Похороны князя Святослава
на о. Святого Григория /о. Хортица/
Холст, масло
1981 г.
115 x 100 см.
Запорожская Сечь
Запорожская Сечь - легендарная военно-политическая организация украинского казачества. По официальным данным Сечь, как самостоятельное образование, сложилась в XV веке. Многие историки оценивают Запорожскую Сечь, как государственное образование с ярко выраженным демократическим характером.
За всю историю своего существования запорожские казаки совершили немало победоносных походов и выиграли мнжество тяжелых битв.
Но к XVIII веку запорожское войско по своей численности и воинскому мастерству стало представлять реального соперника для царской армии. Правительство царя Петра I рассматривало Запорожскую Сечь как один из вероятных центров зарождения новой государственной власти. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками полковника Яковлева. А окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». Последний кошевой атаман Запорожского войска Петро Калнышевский принял тяжёлое для себя решение не проливать кровь казаков и сдать сечь без боя. После падения сечи он был сослан на Соловки, где и умер в возрасте 112 лет.
Как гласят местные легенды, многие запорожцы после уничтожения Сечи не хотели покидать родные места и селились невдалеке от Хортицы и Великого луга - в селе Карантинка. Поселок этот существует и по сей день (Калантыровка). До наших дней дошли и некоторые предания, передаваемые из уст в уста, и о Сечи, и о Запорожцах, и о падении "Легенды Запорожского края". Некоторые такие истории приходилось слышать Павлу Редину от местных старожилов. Возможно поэтому в своей картине "Уничтожение Запорожской Сечи солдатами Екатерины II" ему удалось воссоздать всю скорбь, весь трагизм того давнего события.
Уничтожение Запорожской сечи солдатами Екатерины II в 1775г.
/последний кошевой атаман Войска Запорожского Петро Калнышевский/
Холст, масло
1987 г.
150 x 100 см.
А.С.Пушкин на берегах Днепра
Весной 1820 года великий русский поэт А.С.Пушкин был подвергнут опале и выслан из Петербурга. Поэт был направлен к генералу Низову в город Екатеринослав (Днепропетровск, с 2016г. - Днепр), где был прикомандирован к его канцелярии. Но уже через две недели Пушкин встречает здесь героя Отечественной войны 1812г. генерала Раевского, который ехал на кавказские минеральные воды. Сын генерала Николай был близким другом Пушкина и предложил поэту присоединиться к их поездке. Низов не возражал просьбе Раевского. Так началась знаменитая поездка поэта на Кавказ, а после в Крым.
О пути следования Пушкина на Кавказ известно мало, но, по мнению некоторых исследователей, поэт из Екатеринослава ехал вдоль правого берега Днепра и доехал до Кичкасской переправы, которая находилась вблизи нынешней плотины ДнепроГЭС. Там он переправился на левый берег и остановился в близлежащем уездном центре - городе Александровске (Запорожье) на одну ночь, после чего продолжил свой путь.
Именно события, связанные с коротким пребыванием поэта на днепровских берегах изображены на полотнах П.Ф.Редина.
А.С. Пушкин на Кичкасской переправе
через Днепр. Май 1820 года
Холст, масло
1983 г.
75 x 120 см.
А.С. Пушкин на Днепре
Холст, масло
1971 г.
50 x 115 см.
А.С. Пушкин в Александровске
Холст, масло
1981 г.
60 x 90 см.
Тарас Шевченко на Запорожье
Тарас Григорьевич Шевченко - выдающийся украинский поэт, писатель, художник и этнограф, побывал на Запорожье (в крае за днепровскими порогами) летом 1843 года. Днепровские пороги, бескрайние южные степи, Великий Луг оставили в душе поэта незабываемые впечатления. Но наибольший интерес у Шевченко был к острову Хортица - колыбели запорожского казачества и магическому хранителю духа Запорожской Сечи.
В городе Запорожье в 1950-70-е годы еще проживали старожилы, которые от своих дедов слышали множество историй о пребывании Т. Шевченко в Запорожском крае. Одна из них повествовала, что поэт остановился в селе Вознесеновка близ Александровска (ныне район бульвара Центрального). Каждое утро он нанимал лодку и переправлялся на хортицкий берег в район маленького островка Розстебина. Отсюда он путешествовал по всему острову. Но самым любимым маршрутом поэта была прибрежная тропка к месту старой Запорожской Сечи (на северной скалистой оконечности острова). Тропинка эта сохранилась поныне и носит имя великого поэта - “Тарасова стежка”.
Воссозданный образ поэта на полотнах П.Ф.Редина во многом обязан не только историческим фактам но и свидетельствам запорожских старожилов о пребывании Т. Шевченко в Запорожском крае.
Юность Т.Г. Шевченко
Холст, масло
1977 г.
80 x 35 см.
Т.Г. Шевченко на о. Хортица. 1843г.
Холст, масло
1980 г.
65 x 90 см.
Портрет Т.Г. Шевченко
(в Петровской крепости)
Холст, масло
1973 г.
82 x 104 см.
Картина находится в коллекции Мелитопольского
городского краеведческого музея
Новоалександровская слобода
Картина П.Редина и А.Фомина "Новоалександровска слобода" - это масштабное историческое полотно 2м х 3м, которое экспонируется в Мелитопольском городском краеведческом музее. На картине изображено маленькое поселение - хутор в южных украинских степях. Знаменательно это поселение тем, что именно с него брал свое начало крупный культурный и промышленный центр Украины - город Мелитополь.
Новоалександровская слобода (авторы: П.Редин, А.Фомин)
Холст, масло
1972 г.
200 x 300 см.
Картина находится в коллекции Мелитопольского городского краеведческого музея
Старый Александровск
Город Александровск (с 1921 года - город Запорожье) - родной город П.Ф.Редина. Художник любил и хорошо знал свой город. Для того, чтобы правдиво отоброзить исторические виды города на своих картинах, П.Редин лично косультировался с современниками старого Александровска, краеведами и простыми жителями Запорожья. Две из его работ, посвященных родному городу, находятся в коллекции Запорожского областного краеведческого музея.
Окраины Александровска
Холст, масло
1958 г.
50 x 115 см.
Картина находится в коллекции
Запорожского областного краеведческого музея
Старый Александровск
Эскиз
Холст, масло
1950 г.
50 x 115 см.
Старый Александровск
Холст, масло
1958 г.
50 x 90 см.
Картина находится в коллекции
Запорожского областного краеведческого музея