История Земли Запорожской
Вехи истории родного края
История Запорожского края удивительна и многообразна. Она берет свое начало со времен среднего палеолита, т.е. насчитывает более 40 тыс. лет. Киммерийцы, скифы, сарматы, половцы, славяне Киевской Руси, запорожские казаки - всё это вехи истории Запорожского края.
Но Запорожский край богат не только многообразием народов его населявших, но и историческими событиями, имевшими большое значение для всего Северного Причерноморья. Битва на реке Калке, гибель князя Святослава, становление и падение Запорожской Сечи - всё это история, без которой невозможно представить Запорожскую землю.
Думмы кобзаря
Поэтический образ Бояна воспет во многих старинных легендах и былинах. Боян — мудрый старец, странствующий по миру и в песенной форме под музыку гуслей рассказывающий людям об истории родной земли. В шедевре древней литературы «Слове о полку Игореве» красочно описан образ мудрого старца.
Великий украинский поэт и литератор Т.Г. Шевченко в своём творчестве также обращается к образу легендарного песнописца. В его поэмах перед читателем предстаёт образ Кобзаря. Но глубинная суть этого персонажа остаётся неизменной. Шевченковский Кобзарь — слепой старец, странствующий по миру с мальчиком-поводырем и под музыку кобзы в степи у могилы предков поющий о былом величии и об уничтожении Запорожской Сечи.
...Або, щоб те знали,
Тяжко-важко заспіває,
Як Січ руйновали…
Т. Шевченко “Перебендя”
В своём творчестве Павел Редин воссоздал живописный образ легендарного песнописца на полотне “Думы кобзаря”.
...южная степь, на высоком берегу Славутича неприметный крест над старой могилой, у могилы седовласый старец, тихо поющий свою думу. А из струн кобзы словно вырываются и возносятся к грозовому небу лики бесстрашных воинов, стоящих на защите родной земли...
Амазонки - девушки-воины
Истории об амазонках уходят своими корнями в древнегреческую мифологию. Согласно древним мифам амазонки - это народ, состоявший исключительно из женщин, который образовал свое собственное государство. Во время походов, для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами. В живых оставляли только родившихся девочек из которых потом воспитывали новых амазонок. Согласно мифам для удобства стрельбы из лука амазонкам ещё в детстве выжигали правую грудь. Споры о том, имеют ли древнегреческие мифы об амазонках под собой реальное основание или это лишь красивый вымысел, идут до сих пор.
Однако, в истории Запорожского края сохранились свои предания об амазонках. Так, старые легенды повествуют о неких скифских обрядах посвящения девушек в воины. Было ли решение стать воином добровольным, по какому принципу отбирали девушек, в каком возрасте - сказать трудно. Но вот судьба у таких девушек-воинов была незавидной. При сражении с врагом первыми в бой пускали небольшие конные отряды амазонок. Задачей девушек было внести сумятицу во вражеский строй. Достигалось ли это военным мастерством или сам внешний вид всадниц-воительниц ошеломлял врага - неизвестно. Возможно, в те времена еще были свежи в памяти древнегреческие мифы о непобедимых наездницах и сам факт появления амазонок наводил ужас? Но эффект хаоса во вражеском войске достигался вполне определенно. Вслед за амазонками на потрясенного врага шли основные боевые отряды. О судьбе же самих девушек после таких сражений можно только догадываться...
Ранее не было убедительных доказательств существования амазонок. Но археологические находки 1950-х годов изменили представление историков о существовании женщин-воинов. Многочисленные курганы на юге Украины являются скифо-сарматскими «воинскими могилами». Около 20% этих могил содержали останки женщин, одетых в мужские костюмы для битвы. Рядом с ними были мечи, кинжалы, луки и стрелы.
Под Мелитополем находится одна из основных достопримечательностей Запорожского края - Каменная могила. В гротах и пещерах Каменной могилы найдено множество наскальных рисунков и надписей древних людей. Глядя на некоторые из них можно предположить, что в этих гротах проходили древние обряды посвящения девушек в воины.
Именно такой обряд из древних легенд изображен на картине П.Ф. Редина "Посвящение девушек в воины" и на диораме Мелитопольского городского краеведческого музея "Амазонки на Каменной могиле".
Князь Святослав Игоревич
Князь Святослав Игоревич (Святослав Хоробрый) – великая историческая личность, правитель русским государством с 944 по 972 год, храбрый воин, грамотный политик.
С Запорожским краем связана трагическая веха в судьбе великого князя. По одной из исторических версий у порогов Славутича (р. Днепр) князь Святослав попал в засаду и погиб в неравном бою с печенегами. Оставшиеся члены дружины похоронили князя Святослава на о. Святого Григория (о. Хортица).
Личность Святослава нашла свое отражение в творчестве П.Редина. А похороны великого князя воссозданы на полотне "Похороны князя Святослава на о.Святого Григория /о. Хортица/".
Запорожская Сечь
Запорожская Сечь - легендарная военно-политическая организация украинского казачества. По официальным данным Сечь, как самостоятельное образование, сложилась в XV веке. Многие историки оценивают Запорожскую Сечь, как государственное образование с ярко выраженным демократическим характером.
За всю историю своего существования запорожские казаки совершили немало победоносных походов и выиграли мнжество тяжелых битв.
Но к XVIII веку запорожское войско по своей численности и воинскому мастерству стало представлять реального соперника для царской армии. Правительство царя Петра I рассматривало Запорожскую Сечь как один из вероятных центров зарождения новой государственной власти. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками полковника Яковлева. А окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». Последний кошевой атаман Запорожского войска Петро Калнышевский принял тяжёлое для себя решение не проливать кровь казаков и сдать сечь без боя. После падения сечи он был сослан на Соловки, где и умер в возрасте 112 лет.
Как гласят местные легенды, многие запорожцы после уничтожения Сечи не хотели покидать родные места и селились невдалеке от Хортицы и Великого луга - в селе Карантинка. Поселок этот существует и по сей день (Калантыровка). До наших дней дошли и некоторые предания, передаваемые из уст в уста, и о Сечи, и о Запорожцах, и о падении "Легенды Запорожского края". Некоторые такие истории приходилось слышать Павлу Редину от местных старожилов. Возможно поэтому в своей картине "Уничтожение Запорожской Сечи солдатами Екатерины II" ему удалось воссоздать всю скорбь, весь трагизм того давнего события.
А.С.Пушкин на берегах Днепра
Весной 1820 года великий русский поэт А.С.Пушкин был подвергнут опале и выслан из Петербурга. Поэт был направлен к генералу Низову в город Екатеринослав (Днепропетровск, с 2016г. - Днепр), где был прикомандирован к его канцелярии. Но уже через две недели Пушкин встречает здесь героя Отечественной войны 1812г. генерала Раевского, который ехал на кавказские минеральные воды. Сын генерала Николай был близким другом Пушкина и предложил поэту присоединиться к их поездке. Низов не возражал просьбе Раевского. Так началась знаменитая поездка поэта на Кавказ, а после в Крым.
О пути следования Пушкина на Кавказ известно мало, но, по мнению некоторых исследователей, поэт из Екатеринослава ехал вдоль правого берега Днепра и доехал до Кичкасской переправы, которая находилась вблизи нынешней плотины ДнепроГЭС. Там он переправился на левый берег и остановился в близлежащем уездном центре - городе Александровске (Запорожье) на одну ночь, после чего продолжил свой путь.
Именно события, связанные с коротким пребыванием поэта на днепровских берегах изображены на полотнах П.Ф.Редина.
Тарас Шевченко на Запорожье
Тарас Григорьевич Шевченко - выдающийся украинский поэт, писатель, художник и этнограф, побывал на Запорожье (в крае за днепровскими порогами) летом 1843 года. Днепровские пороги, бескрайние южные степи, Великий Луг оставили в душе поэта незабываемые впечатления. Но наибольший интерес у Шевченко был к острову Хортица - колыбели запорожского казачества и магическому хранителю духа Запорожской Сечи.
В городе Запорожье в 1950-70-е годы еще проживали старожилы, которые от своих дедов слышали множество историй о пребывании Т. Шевченко в Запорожском крае. Одна из них повествовала, что поэт остановился в селе Вознесеновка близ Александровска (ныне район бульвара Центрального). Каждое утро он нанимал лодку и переправлялся на хортицкий берег в район маленького островка Розстебина. Отсюда он путешествовал по всему острову. Но самым любимым маршрутом поэта была прибрежная тропка к месту старой Запорожской Сечи (на северной скалистой оконечности острова). Тропинка эта сохранилась поныне и носит имя великого поэта - “Тарасова стежка”.
Воссозданный образ поэта на полотнах П.Ф.Редина во многом обязан не только историческим фактам но и свидетельствам запорожских старожилов о пребывании Т. Шевченко в Запорожском крае.
Новоалександровская слобода
Картина П.Редина и А.Фомина "Новоалександровска слобода" - это масштабное историческое полотно 2м х 3м, которое экспонируется в Мелитопольском городском краеведческом музее. На картине изображено маленькое поселение - хутор в южных украинских степях. Знаменательно это поселение тем, что именно с него брал свое начало крупный культурный и промышленный центр Украины - город Мелитополь.
Старый Александровск
Город Александровск (с 1921 года - город Запорожье) - родной город П.Ф.Редина. Художник любил и хорошо знал свой город. Для того, чтобы правдиво отоброзить исторические виды города на своих картинах, П.Редин лично косультировался с современниками старого Александровска, краеведами и простыми жителями Запорожья. Две из его работ, посвященных родному городу, находятся в коллекции Запорожского областного краеведческого музея.